Если человек, зарегистрированный в квартире, там не проживает, семья может рассчитывать на получение субсидии без учета его доходов

«ФАКТЫ» продолжают рассказывать о новых правилах назначения жилищных субсидий. В «ФАКТАХ» от 24 апреля речь шла о том, какие доходы и как учитываются при оформлении государственных дотаций, а также что делать, если одному из членов семьи предприятие перестало платить зарплату: хотя людям и начисляют какие-то суммы, реальных денег на руки они не получают. А в этой публикации мы вместе с заместителем директора департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Украины Татьяной Голубенко расскажем, как назначаются субсидии владельцам двух квартир, кто из жильцов учитывается при оформлении дотации, а также как начисляется такая помощь льготникам. — Татьяна Григорьевна, допустим, у человека есть две квартиры — однокомнатная и трехкомнатная.

Поскольку теперь ограничение по количеству квартир снято, он имеет право подавать заявление на субсидию. Но при этом гражданин прописан в однокомнатной, а субсидию хочет оформить на оплату коммунальных услуг в трехкомнатной квартире.

— Субсидии назначаются только на те квартиры или дома, которые являются для человека постоянным местом жительства. То есть местом, где он зарегистрирован.

На жилье, где гражданин не прописан, ему дотации не предоставляются.

— Кстати, а кто должен подписывать заявление на субсидию: непосредственный владелец квартиры или член семьи, который в ней живет и за нее платит?

Например, квартира принадлежит матери-пенсионерке, но платит сын, который проживает вместе с мамой.

— Тут все очень просто: подписывает заявление тот, кто зарегистрирован и на кого оформлены лицевые счета по оплате услуг. Если лицевой счет на матери, то подписывать заявление и заполнять декларацию должна она. Но мы надеемся, что сын ей в этом поможет.

Если лицевой счет открыт на человека, который не зарегистрирован, то подписать заявление может зарегистрированный, но тогда решение о назначении субсидии принимает комиссия после изучения условий проживания. В результате принятия такого решения комиссией лицевой счет должен быть оформлен на того, кто обращается за субсидией.

— Наибольшее число вопросов было как раз по поводу учета тех людей, которые живут или не живут в квартире. Например, прописаны три человека: мать, отец и маленький ребенок. Супруги развелись. Женщина с ребенком живут в квартире, а муж переехал в другой город, но остался прописан в этом доме.

Жена с бывшим супругом не общается.

Вариант первый: в квартире нет счетчиков.

В таком случае следует написать заявление во все организации, которые предоставляют услуги (в жэк, в управления облэнерго, облгаза и так далее), чтобы снять начисления с человека, который не проживает в квартире.

— Но ведь процесс будет долгим. Нужно доказать, что человек больше полугода не появляется по месту жительства.

Нет ли какого-то более быстрого варианта, который позволил бы семье написать заявление на субсидию уже сегодня?

Второй вариант: в квартире есть счетчики воды, тепла, газа. Тогда вопрос, учитывать или нет доходы человека, решается комиссией после изучения материально-бытовых условий проживания заявителей. Этот механизм у нас работает достаточно давно.

— Другая ситуация: семья состоит из мужа, жены и ребенка. Доход есть только у супруга, но он в квартире не прописан. Какой заработок указывать в декларации?

— Учитывается доход только тех людей, которые прописаны в квартире: жены и ребенка.

Доход мужа, возможно, будет принят во внимание при назначении субсидии в той квартире, где он зарегистрирован.

— Еще один вопрос: муж временно не работает. Прямо скажем, пьет. Поэтому не стоит на бирже труда, не учится, не ухаживает за ребенком или инвалидом.

То есть никаких уважительных причин не работать у него нет. Что делать? Отказаться от субсидии? — Обязательное требование, чтобы все трудоспособные члены семьи были трудоустроены, упраздняется с 1 мая.

Субсидию назначат и в том случае, если один человек легально не работает, не состоит на учете на бирже труда, не учится в вузе и так далее.

Только в качестве его дохода будет принята во внимание сумма в размере прожиточного минимума (1 тысяча 218 гривен).

— Тогда перейдем к самому, пожалуй, непонятному моменту: как предоставляется субсидия людям, имеющим льготы.

Например, право на 75-процентную льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг имеет участник боевых действий. Предположим, он женат и есть ребенок. Квартплата с коммунальными услугами составляет 800 гривен.

Доход семьи — 1500 гривен на человека.

С льготой он платит за квартиру 200 гривен (то есть 25 процентов начисленной суммы).

При назначении субсидии он должен вносить около 430 гривен 50 копеек (по таблице расчетов: для семьи из трех человек и со среднемесячным доходом в 1500 гривен). Стоит ли ему подавать на субсидию и сколько он будет платить? — Отмечу сразу, что льготы при назначении субсидии никуда не пропадают.

Смотрите, фактически за жилищно-коммунальные услуги эта семья платит 200 гривен.

Не 800, а 200. — Вот! А исходя из дохода этой семьи ее обязательная часть платы при оформлении субсидии составила бы 430 гривен 50 копеек. То есть они вносят 200, а субсидия назначается с суммы от 430 гривен. Так что ему субсидия не положена.

— Другая ситуация: наш герой с женой и сыном не является участником боевых действий, а относится к детям войны.

Ему полагается не 75-процентная, а 25-процентная льгота. За квартиру он платит 600 гривен.

А с учетом субсидии должен вносить всего 430 гривен 50 копеек. Право на получение субсидии на общих основаниях теперь имеют семьи, состоящие из одного-двух человек и проживающие в небольших квартирах. При прежних социальных нормах такого не было Напоминаем, что субсидия предоставляется в пределах определенных норм потребления, которые с 1 октября 2014 года изменились.

Так, были введены понятия «социальная норма жилья» и «социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами», на которые государство предоставляет льготы и субсидии.

В частности, социальная норма жилья с 1 октября прошлого года для семьи увеличена с 10,5 до 35,22 квадратного метра, а для одного человека уменьшена с 21 до 13,65 квадратного метра.

Таким образом, если в квартире живет семья из двух человек, то до 1 октября площадь, на которую предоставлялась субсидия, составляла: Таким образом, большинству получателей, проживающих в небольших квартирах, новые социальные нормы жилья более выгодны, поскольку расширяется норма для семьи и при этом уменьшается для одного человека. Выходит, право на получение субсидии на общих основаниях приобрели семьи, состоящие из одного-двух граждан и проживающие в небольших квартирах.

Раньше такие вопросы решались через комиссии.

Кроме того, в связи с тем, что большинство семей у нас до сих пор не имеют счетчиков воды, было решено ввести для всех социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами. Если раньше соответствующие нормативы утверждались органами местного самоуправления, то с 1 октября появились единые социальные нормативы по воде для всего государства. То же касается потребления газа и электроэнергии.

Если у вас все еще остались вопросы о новом порядке назначения субсидии, необходимую информацию можно получить, позвонив на правительственную горячую линию: 0−800−507−309 (звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные).

Правительство также разработало онлайн-калькулятор, который поможет людям сориентироваться в том, сколько им придется платить с учетом субсидии.