Комментарии к СТ 15 УК РФ

Комментарии к СТ 15 УК РФ 1. Данная статья закрепляет разграничение всех преступлений на четыре отдельные категории в зависимости от характера и степени их общественной опасности. Подобная категоризация преступлений является фундаментом, на котором строится жесткая структура многих важнейших институтов уголовного права и система уголовно-правовых последствий, применяемых в соответствии с законом к лицам, совершившим преступление той или иной тяжести. Такое разграничение преступлений оказывает существенное влияние на дифференциацию уголовной ответственности и индивидуализацию уголовного наказания.

2. Правила категоризации предусматривают возможность выделения в тех или иных классификационных разрядах, категориях дополнительных признаков, позволяющих более четко представлять опасность преступления и его место в данной системе.

По мнению законодателя, таким признаком является форма вины, с которой совершается преступление той или иной категории. В качестве формализованного критерия основной классификации законодатель выбрал типовую санкцию в виде лишения свободы.

Размер наказания в виде лишения свободы в сжатой и концентрированной форме указывает на различную тяжесть преступлений. Категоризация преступлений закрепляется законодателем, как и лестница наказаний, от менее опасных видов деяний к более опасным.

В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г.

N 420-ФЗ расширена категория преступлений небольшой тяжести, к которым теперь относятся умышленные и неосторожные деяния, за которые лишение свободы не превышает трех лет. 3. При принятии УК РФ 1996 г.

из смысла ст. 15 можно было сделать вывод о том, что право определения места преступления в системе названных категорий принадлежит исключительно законодателю, т.е. преступление относилось к законодательно названной категории и в том случае, если суд с учетом исключительных обстоятельств в соответствии со ст.

64 УК назначит наказание ниже пределов, установленных для данной категории. Право назначать наказание ниже низшего предела было признано достаточным для осуществления четкой индивидуализации наказания.

Однако с принятием Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ суду предоставлено право с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую.

Такое изменение категории преступления возможно не более чем на одну категорию преступления при условии назначения указанного в законе наказания в виде лишения свободы (за преступление средней тяжести — не свыше трех лет лишения свободы, за тяжкое преступление — не свыше пяти лет и за особо тяжкое преступление — не свыше семи лет лишения свободы) или иного более мягкого наказания. Данная новелла, на наш взгляд, не отвечает в полной мере требованиям системности уголовного права и без дополнительного судебного толкования может затруднить деятельность судей при принятии решений по уголовным делам. Более того, вряд ли целесообразно расширять такие полномочия суда в отношении особо тяжких преступлений, совершаемых с насилием.

4. В Общей части УК РФ положения ст. 15 учитываются при построении различных норм и институтов, характеризующих разделы: о преступлении (ст.

18 — рецидив преступлений; ст. 30 — приготовление к преступлению; ст. 35 — понятие преступного сообщества), о наказании (ст.

48 — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ст. ст. 57 — 59 — назначение осужденным пожизненного лишения свободы, вида исправительного учреждения, смертной казни; ст.

61 — обстоятельства, смягчающие наказание; ст.

69 — назначение наказания по совокупности преступлений), об освобождении от уголовной ответственности и от наказания (ст. ст. 75 — 80, 82, 83, 86), об уголовной ответственности несовершеннолетних (ст. ст. 90, 92, 93, 95). Речь идет об объеме уголовно-правовых последствий, установленных законодателем для лиц, совершивших преступления той или иной степени тяжести.

При этом важно помнить, что содержание и объем последствий определенной категории преступлений находятся в прямой зависимости от ее типовой общественной опасности: чем выше опасность той или иной категории, тем более строгие последствия устанавливаются для нее законом. 5. Категоризация преступлений дает законодателю возможность учитывать различные по тяжести преступления при конструировании уголовно-правовых институтов и норм, позволяет устранять постоянно меняющиеся длинные перечни преступлений в Общей части.